Способы повышения мотивации студентов к учебной деятельности

Одной из задач высшего учебного заведения является стимулирование интереса к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов:

1. Мотивирование студентов преподавателем.

Студент – это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо объяснить, каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Он приходит в высшее учебное заведение не только за знаниями, а и за тем, чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель должен уметь убедить студентов, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.

2. Стимулирование на результат, а не на оценку.

Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.

 3. Связка студент-преподаватель.

Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдалённо связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах студента. В процессе обучения, студенты охотнее сотрудничают с тем преподавателем, который больше им доверяет.

4. Уважение к студентам.

 Каждый человек стремится быть ценным, значимым, проявляя усилия и демонстрируя, что он что-то знает, умеет, может. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д. Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».

5. Заинтересовать их.

 Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на занятиях, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путём комплексного применения известных им способов решения и т.д.

6. Мотивация личным примером.

 Интерес студента к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Характер и индивидуальные особенности педагога принимаются во внимание при формировании учащимся мнения о предмете в целом. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьёзно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.

7. Сдерживание своих обещаний.

 Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию, показать фильм или презентацию, то необходимо реализовать намеченные цели.

8. Формирование положительного отношения к профессии.

 Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода – профессиональное самоопределение. Есть студенты, которые до конца не определились с выбором профессии, поэтому необходимо подбадривать и одобрять их выбор, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах в выбранной сфере.

9. Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе.

 Задача преподавателя не просто организовать учебный процесс, но и регулировать, упорядочивать возникающие коммуникации в этом сложном процессе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда. Крик и порицание только снизят авторитет, делая преподавателя несдержанным в глазах аудитории.

10. Отмечать успехи студентов, хвалить публично, демонстрировать достижения.

Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая.

11. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам.

 Интерес преподавателя к студентам может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий, рассмотрение различных ситуационных задач – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между преподавателем и студентом.

Педагог-психолог отдела СППР УВРМ А.М.Илюкевич